пятница, 25 октября 2013 г.

Про смешивание цветов 1

В серии заметок будут краткие выжимки из книжки Майкла Уилкокса "Синий и желтый не дают зеленый", чтобы потом не искать в ней при необходимости смешать цвета.

Первая заметка рассказывает об основах и предпосылках его системы.

Недостатки текущей системы.

1) Автор утверждает, что цветовой круг RYB (красно-желто-синий) устарел и не дает быстрого, эффективного и недорогого результата, а вместо ожидаемых цветов часто получается нечто неудобоваримое цвета грязи. Допустим...
2) Чтобы на основе RYB найти свой цвет, художники, в итоге покупают кучу разных оттенков синего, красного и зеленого (например кармин, киноварь для красного; ультрамарин, церулеум для синего и так далее, кучи их) - что дорого и запутанно.

Далее автор рассуждает о природе красок.

1) Краска (окрашенная поверхность) потому такого-то цвета, что отражает только световые волны такой-то длины (берем видимую часть спектра), поглощая остальные. То бишь зеленая - оставляет только зеленый и так далее. Школьная физика.

2) Краска состоит из мельчайших частиц с пигментом цвета краски (то бишь, поглощающим все, кроме этого цвета) и связующего вещества. По поводу отражательных способностей этого связующего вещества автор не распространяется, ну да ладно.
3) Теперь, смешаем чистые первичные RYB цвета примерно в одинаковом количестве!!!
Что происходит, например, с красным цветом? Он отражается от красного пигмента, но потом, скорей всего, попадет на желтый или синий и поглотится. С остальными так же. В итоге не остается ничего,  вернее, получается черный цвет. На картинке гибель красного цвета.
4) Далее, начинается забавное. Если взять чистые желтый и синий цвета и смешать их в равном количестве, то, по той же схеме поглощения, получится черный! То же самое с остальными комбинациями по два первичных цветов. Но(!) я беру мои синюю и желтую краски и получаю таки что-то близкое к зеленому (не без серого, да, но все же), в чем же дело?

5) А дело в том, что нет чистых цветов, доступных для обычного художника! Та же киноварь, кроме красного, отражает и другие волны, правда в куда меньшем количестве.

6) Автор начинает выделять в существующих известных красках три основных цвета по вкладу: самый огромный, средненький, и чуть-чуть. Остальные цвета ничтожно малы, и он ими пренебрегает. Например, кадмий лимонный:

Схема цветов 1 

1) Автор предлагает свой цветовой, кгхм, круг. Первоначальная версия совсем проста:
Тут пока не учитывается третий, самый мелкий цвет, но зато существующие цвета можно уже боле-менее раскидывать по кругу. Например, лимонно-желтую ганзу можно поместить на участок зелено-желтый, а церулеум - на зелено-синий.

2) А вот если смещать эти два цвета из примера, то и получим зеленый, так как синий и желтый взаимоуничтожатся, а зеленая часть спектра отразится и от того, и от другого и выживет. Мутно, конечно, но можно попробовать просто.
Общий смысл - это то, что зеленый не есть результат смешивания синего и желтого, а есть просто общий остаток обоих цветов.

Схема цветов 2

Эта схема учитывает также и третий цвет (который мелкий), "входящий в состав" основных красок.

1) Теперь можно пробовать что-то смешивать. Автор начинает с фиолетового, и на его примере показывает, что толк будет, если смешивать близкие друг к другу на круге цвета.
а) Берем киноварь (оранжево-красный) и церулеум (зеленовато-голубоватая). Они отстоят далеко друг от друга на этом круге цветов. Получается тусклый, коричневато-фиолетовый цвет грязи, печаль.
б) Берем киноварь и ультрамарин (фиолетово-синий). Ближе уже, получается средней насыщенности цвет.
в) Яркий, действительно фиолетовый вариант - это смесь кармина (фиолетово-красный) и ультрамарина. Они совсем рядом на схеме, и результат хороший, сочный.

Суть примера - не только выяснить факт, что от того, чем ближе цвета, тем сочнее и ближе к нужному цвет, но и еще раз показать, что новый цвет не является результатом смешивания, а присутствовал в обеих красках, и проявился из-за того, что более крупные составляющие цветов обеих красок (красный и синий) поглотили друг друга, оставив фиолетовый!

Комментариев нет:

Отправить комментарий