пятница, 20 сентября 2013 г.

Конвейер

Сегодня каждый третий пытается сочинять стихи. Пишут для разных целей: выразить свои мысли, переживания, донести какие-то идеи до окружающих или банально потешить самолюбие. Почти всегда (особенно по молодости), в результате получается нечто неудобоваримое и даже ужасное для искушенного читателя.

Причин этого несколько:
  • Максимализм и огромное честолюбие застилают глаза начинающего "поэта", и он считает, что как вот есть у него сейчас - это, по меньшей мере, шедеврально, а остальные просто не понимают гениальности как его формы, так и великих заложенных смыслов. Пример "гениальной формы" - намозолившие уже глаза "стишки-пирашки", а "великий философский смысл жизни" можно найти у каждого второго, порывшись по его портфолио. Обычно проходит с возрастом, хотя некоторые остаются в таком состоянии всю жизнь.
  • Банальное незнание правил, стилей, размеров, и применения рифм. Лечится чтением специальной литературы, где все подробно и понятно разъясняется.
  • Недостаток словарного запаса, форм, сочетаний, словесных образов и синонимов. Лечится чтением хороших, классических художественных книг (так как мы говорим о русском языке, то - русских писателей), как прозы, так и стихов.
  • "Стихобоязнь", невозможность мысленно и физически начать творить; незнание откуда, с чего и как начать. Тут ни учебники, ни литература не помогут, надо просто пробовать. 

Для облегчения этой задачи и, вообще, как некий эксперимент, я и написал эту статью, в которой попытался изобразить один из процессов-конвейеров создания стиха из образа или идеи.

Этот процесс состоит из нескольких шагов и постепенно приводит автора от идеи к законченному стихотворению с приличной формой и каким-никаким содержанием. Особенно он подходит для пейзажных стихов, но можно пробовать применить его и к другим видам.
Итак, начнем!

Первое и самое важное - это идея. Без неё ничего хорошего не получится; даже если выдавить из себя какой-то текст без идеи, он будет сух и никому не интересен. Идеи находят нас повсеместно и в любое время:
  • Это может быть случайно кем-то оброненная или пришедшая в голову фраза, которая "цепляет" за собой еще и еще, выстраивая зачастую бессюжетный, но интересный по наполнению, "словищам", текст.
  • Это могут быть событие, встреча или переживание. Они достаточно легко описываются и, потенциально, дают сюжетно интересный стих.
  • Это может быть зрительный образ, запечатлевшийся в памяти или творении природы / человека. Может, при умелом обращении, дать хороший по наполнению и  сюжету результат.

Для нашего конвейера я использую пример - зрительный образ, запечатлевшийся в памяти по пути домой на малую родину и постепенно превращаю его в пейзажный стих. С самого начала у нас есть идея - от неё и идем.


Первый шаг.  

 

Очень просто - записываем набор фраз - описание идеи, картины. Порядок, правила, сложность предложений не важны. Обычно, это ряд коротких простых предложений, содержащих описание идеи. 

Вот моя картина:

Вид из окна едущего поезда. Заполночь. Сентябрь. Серое небо. Тучи. Пасмурно и темно. Неровный ряд верхушек елей. Они чуть темней неба, потому и видны. Далеко справа разрыв в облаках, видно верхнюю половину полной луны. Вокруг неё желтый свет-гало. Луну перекрывают свинцово-синие в этом свете облака. Кажется, туманно.


Второй шаг. 

 

Связный текст-рассказ. Тут уже посложнее, но у тех, кто писал что-нибудь длинней пары абзацев, например, любовное письмо, не должно возникнуть сложностей. Остальным скажу - тренируйтесь! Смысл второго шага в том, чтобы связать детали образа в целое, выстроить последовательность и - обратно - расчленить целое на связанные по смыслу детали.

Вот простой, почти не задумываясь, вариант:

За окном поезда северная сентябрьская ночь. Темные силуэты елей быстро проносятся на фоне серого неба. Из-за туч не видно звезд, и даже полная луна, частично закрытая свинцово-синими облаками, еле светится неярким желтоватым светом. За лесом почти ничего не видно, и не только из-за облаков, но и из-за поднимающегося ночного тумана. Дождя еще нет, но через чуть приоткрытую верхнюю часть окна чувствуется его близость - воздух очень влажный.

Третий шаг. 

 

Первая попытка получить стих. На этом сложнейшем в конвейере шаге мы получим стих, в котором будет реализована идея и рифмы, но не правильная форма (хотя многие как раз за пределы формы, которая получается здесь, и не выходят). Этот шаг проходится в несколько этапов:

а) Выбираем примерное количество строк и строф. Это не так сложно, и проще показать на нашем примере, как это сделать.

Это описание природы, так что для начала выделим несколько событий из пейзажа, который хотим описать. Проще даже обратиться к тому, что получилось на первом шаге:

- Серая беззвездная облачная непроглядная ночь
- Факт движения (поезда)
- Луна справа и эффект от её света
- Туман / дождь

Итого - четыре события, на каждый из которых уйдет в среднем, по две строки, мы же не собираемся делать ничего заковыристого в плане текста. В плане формы - тоже, поэтому ориентируемся на два четверостишия.

б) Строим сюжет. Это важная часть стихотворения, ибо попросту бессвязный набор образов мало кому нужен, всегда интересней следить за плавным развитием сюжета.

Конкретно, нужны:
  • Порядок появления образов, выписанных на шаге 3а. В общем случае, нужно просто воспользоваться 2 - тем самым связным текстом
  • Объемлющий сюжет, то, что скрепляет образы и, по сути, то, на чем держится стих, его тема. Для начала хорошо бы описать его одной фразой.  Например, "беззвездная осенняя ночь" или "вид из ночного поезда". Для наших целей выберу как раз последнее - не так банально, да и движение в поезде в моем примере играет довольно большую роль.

в) Пишем первоначальный текст. Это самая сложная часть процесса сборки и её попросту не описать; как в известной схеме:
1. Крадем кальсоны
2. ???
3. PROFIT!!!

Это есть пункт два :)

Стих частенько собирается по частям, в моменты, когда голова не занята чем-нибудь другим, в процессе прогулки или ночью, перед сном. Главное - не выбиваться из пунктов 3а и 3б. 

Полученные на этих этапах ограничения не помешают (как можно сначала подумать) созданию стиха, а, напротив - помогут. Придумывайте по образу за раз, прокручивайте полученные строки и следующий образ в голове, и они зацепят его в виде еще одной части стиха. Не забывайте про объемлющий сюжет и порядок, и все получится - получается же оно у многих тысяч.

Чем больше словарный запас и прочитанной художественной литературы, тем будет легче. За рифмами, при затруднениях, можно обратиться к словарям синонимов.
За формой особо следить не стоит, но можно примерно, на слух, ориентироваться, чтобы строки не выбивались сильно из общего ритма и длины.

Вот результат, полученный за время похода за молоком (первые три строки), и дальнейшим размышлением над записанными этими тремя строками. Время ходьбы, монотонных дел, не требующих участия мозга, и минуты в темноте перед сном - для меня самое лучшее время для придумывания:

За окошком несется вдаль
Темный лес под свинцовым небом.
На луне облаков вуаль,
Слабо светится желтым светом.

И сырой полуночный туман,
Поднимаясь осенней поземкой,
Старым другом встречает меня
На подъезде к родному поселку.


Как можно заметить, тут не ровно по две строки на образ, а кое-что объединено. Порядок из шага два соблюден и объемлющий образ движения домой присутствует, скрепляя стих первой и последними строками.


Четвертый шаг. 

 

Можно спросить, зачем приводить стих под канонические размеры, когда и так хорошо. Вообще, привести убедительные доводы мне не под силу, да и думаю, что их уже приводили люди куда умней. Скажу лишь только за себя: читая вслух или даже в голове про себя правильно сформированный стих, получаю удовольствие также и от ритма; и, напротив, часто ломанная структура чьего-нибудь стихотворения отвращает от него, хотя там могут быть и хороший сюжет, и запоминающиеся образы.

Приведем же наш ломаный стих в порядок!

На этом шаге куда меньше наития, творческого начала, но больше упорства, труда и опыта. Шаг, как и третий, тоже разбит на несколько этапов:

а) Выбираем размер. Размер выбирается в зависимости от результата, полученного на шаге 3, так, чтобы он наиболее подходил к нему (может быть какие-то строки близки к стандартной строке какого-то размера или ровно попали в него). 

О размерах можно прочитать в соответствующей литературе, а здесь я углядел почти трехстопный анапест, по первой строке, например.

б) Перекраиваем стих, полученный на шаге три, под выбранный размер. Возможно, придется поменять рифму, слова выражения и много чего, но это, все-таки, не написание правильного стиха с самого начала, а работа над богатой основой, как сюжетной, так и текстовой, так что процесс облегчается в разы. 

Вот вариант, ничего гениального, зато ритмично и приятно читать. Справа от строк я, для удобства, помещаю обозначения для подбора сочетаний по размеру:

Темный лес под свинцовым покровом (--!--!--!-)
За окошком проносится вдаль. (--!--!--!)
Слабо светится желто-зелёным
Облаков над луною вуаль.

И, стелясь полуночной поземкой,
Серо-белый осенний туман
На подъезде к родному поселку
Старым другом встречает меня.


Тут произошла перестановка строк (для стандартного вида анапеста) и даже поменялись некоторые рифмы и описания, впрочем, из образа они никоим образом не выбиваются.

Процесс непрост, особенно, когда кажется, что вот такое то сочетание или слово было удачным в предыдущей версии, но почти всегда можно выкрутиться, обойти, но попасть в размер и оставить словообраз, а, может быть, придумать и лучший.

Не стоит результат, полученный на этом шаге, сразу считать конечным. Дайте стиху "настояться", читайте его вслух, про себя, покажите знакомым, забейте им голову, и у вас обязательно появятся улучшения, красивости и изюминки для него. Главное - оставить структуру, рифмы и размер такими, какие они уже есть, и украшать только образы.


На этом процесс завершен.
Возможно, эта заметка пригодится кому-то из начинающих и поможет создать что-нибудь приличное или, хотя бы, пересмотреть свои взгляды на стихосложение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий